О языках
Интересное
Как работать с индивидуальными учениками, чтобы они не уходили
Для учителей 14.05.2025

Как работать с индивидуальными учениками, чтобы они не уходили

Индивидуальные уроки кажутся проще групповых: все внимание ученику, максимальная персонализация, гибкость. Однако почему-то с одними учителями студенты остаются годами и рекомендуют друзьям, а от других уходят после нескольких занятий, в очередной раз укоренившись во мнении “английский не для меня”. Об особенностях индивидуальных занятий и о том, как мягко добиваться результатов, говорим с преподавателем английского и тренером курса Teaching 1-to-1 Students Effectively Луисом Клавихо (CELTA, DELTA).

– Луис, в чем, на ваш взгляд, основная сложность работы с индивидуальными учениками с точки зрения методики?

– Мы обучаем преподавателей коммуникативной методике, ключевой элемент которой – работа в парах. Но как реализовать этот парный подход при работе с индивидуальными студентами? В этом основная загвоздка. И тут на помощь приходят проверенные временем техники, приемы и идеи, которые позволяют сделать урок по-настоящему коммуникативным.

– Можете привести примеры?

– Например, устроить дебаты. Дать ученику ситуацию – семья (мама, папа, дети), перед которой встал спорный вопрос. Учитель выступает в роли психолога, к которому семья пришла на прием, а ученик попеременно примеряет на себя роли членов семьи, как Эдди Мерфи в фильме “Чокнутый профессор”. Для наглядности можно распечатать карточки с именами членов семьи и показывать их ученику, сигнализируя смену роли. Дополнительно можно записать ученика (аудио или видео) и после поработать с записью, проанализировать язык ученика, задавая наводящие вопросы: “А что именно имел в виду отец?”, “А как это можно сказать по-другому?” и так далее.

– Здорово. А что еще можно сделать?

– Одна из моих самых любимых техник – переформулировка (reformulation). Я использую ее на протяжении всей своей учительской карьеры и неоднократно видел, как она улучшает навыки учеников. В индивидуальном обучении переформулировка – просто незаменимый инструмент, с помощью которого мы учим учеников выражать одну и ту же мысль разными способами, различать тона (формальный, неформальный) и таким образом, развиваем их некий внутренний компас. Со временем они начинают слышать свои ошибки и корректировать себя, что также хорошо для их языка.

– Какие методические ошибки при индивидуальном обучении приводят к неудачным урокам или отсутствию результатов?

– Одна из самых важных вещей при обучении индивидуальных учеников – это работа над их текущим языком. Очень немногие учителя, в том числе с квалификацией CELTA, это делают. Например, вы закончили работать с грамматикой, сделали несколько упражнений на заполнение пропусков, спросили у ученика пару вопросов и переходите к другой активности. Однако если вы не работаете с имеющимся языком, с тем, что человек уже может сказать по-английски, то вы никогда не сможете перевести его язык на более высокий уровень. Языковая трансформация должна быть основана на том, что уже есть. Вы анализируете язык ученика и надстраиваете конструкции, слова и доводите его до лучшей версии.

Как это может выглядеть? Например, вы разобрали ошибки, исправили фразы. Сделайте следующий шаг – спросите ученика: “А как еще можно выразить эту идею?”. При необходимости помогите ему: “А что, если тут ты используешь это слово?”. Нередко ученики говорят “А, точно!”. Конечно, эти новые фразы нужно отрабатывать и не раз.

То есть непременно должна присутствовать работа с языком ученика. Ведь, в конечном итоге, считается именно то, что ученик может воспроизвести на языке, а не сколько страниц учебника вы с ним прошли.

– Какие еще сложности возникают при работе с индивидуальными учениками?

– Бывает, что ученики отказываются выполнять задание, не хотят читать или писать. Чаще всего такое происходит с подростками, но и взрослые люди тоже могут проявить упрямство, например, руководители, которые считают, что они всегда правы. С этим нужно уметь работать. Есть тактики и маленькие хитрости, которые в этом помогают.

– Можете привести пример?

– Например, подросток во время урока заявляет, что не будет читать текст, потому что он “тупой”. Вы говорите: “Окей, давай так, сделаем 10 минут перерыва, если ты найдешь 5 откровенно “тупых” мест в тексте, и объяснишь, почему они “тупые”. Как правило, максимум, что они могут обосновать – 2-3 места. Но в процессе они читают текст и аргументируют свою позицию на английском.

Еще один случай из практики – у меня был ученик, который ни в какую не хотел читать. Однако он обожал “Трансформеров”, на чем я его и подловил. Я предложил ему 30 минут просмотра “Трансформеров” в обмен на 40 минут работы с текстами (урок длился 90 минут). Я терпеть не мог “Трансформеров”, но что не сделаешь ради вовлечения ученика: готовил уроки на основе видео, подбирал оттуда лексику, грамматику. Ученик был в восторге, и наши отношения перешли на уровень, когда обращение к друг другу “Придуркимус Прайм” и “Идиотрон” было в порядке вещей. Сейчас ему 22 года, и у него сильный С1. Если выстроить доверительные отношения с учениками, то они будут делать все, что вам нужно, и их не нужно будет их заставлять.

– Как выстроить такие отношения?

– Когда вы имеете дело с одним учеником, успех обучения зависит от того, насколько хорошо вы его знаете – его слабые и сильные стороны, предпочтения, особенности характера. Для этого мы проводим Needs Analysis, а в дальнейшем наблюдаем за поведением и делаем выводы. Когда у вас вся эта информация на руках, вы понимаете, какие подходы и техники с ним сработают, а какие нет. Как презентовать материал так, чтобы он сработал наиболее эффективно, учитывая особенности ученика? Как поддерживать и сохранять мотивацию? Конечно, это повышает вовлечение и эффективность обучения.

Еще один важный навык для установления здоровых взаимоотношений с учениками и повышения мотивации – умение показать им, что у них хорошо получается, даже если это пока не так. Дайте им задание, которые они точно сделают классно. Потом дайте чуть посложнее, и так по нарастающей двигайтесь к улучшению маленькими шажочками, контролируя сложность. Так они увидят, что английский не такой уж и сложный. В этом весь фокус. Учитель так выстраивает урок, что ученику кажется, что у него все получается. И если студент верит в это долгое время, то через шесть месяцев у него и впрямь начинает получаться. Штука в том, что никто не любит делать то, что он делает плохо. Но стоит показать человеку, что он что-то может, дать ему поверить в себя, и он горы свернет.

– Что из того, что мы обсудили, входит в курс Teaching 1-to-1 Students Effectively?

– Все, и даже больше. На курсе мы разбираем основные особенности работы с индивидуальными учениками коммуникативно, начиная от анализа потребностей, подбора и создания материалов, и заканчивая проблемами и решениями. Как использовать материалы учеников на уроках? Как выявить слабые стороны ученика и найти пути их усиления? Также мы изучаем кейсы, и я, так или иначе, привношу в курс элементы из моей более чем 25-летней практики преподавания и обзервирования уроков коллег.

– Как проходит обучение?

– Участники курса получают материалы, знакомятся с ними и на следующей сессии мы обсуждаем и прорабатываем их через кейсы и задания. Например, на одной из сессий мы обсуждаем TBL (Task Based Learning) – знакомая учителям концепция, но есть различные способы ее применения. Мы разбираем их, а потом я даю кейсы, в которых участники курса должны определить, какому ученику подходит тот или иной фреймворк. Например, Анна – человек действия, она лучше воспринимает материал через практическое задание, нежели чем через просмотр презентации или прослушивания аудио.

– По вашему опыту, какие элементы курса наиболее востребованы среди преподавателей?

– В конце курса участники выполняют задание, в котором описывают, какие из аспектов курса они нашли наиболее актуальными и как они им помогут в дальнейшем развитии. К нам приходят учителя с разным бэкграундом, поэтому инсайты у всех разные. Кому-то нравится реформулирование, кому-то идея о том, что ученики должны записывать себя и оценивать для развития языка, кому-то нравятся фреймворки, подходящие под особенности учеников.

– Кому будет полезен курс?

– Всем, кто планирует или уже преподает индивидуально, и хочет делать это коммуникативно. В идеале у них должна быть первоначальная профессиональная подготовка, например, CELTA или ее аналоги. Должно быть знание и понимание основных методологических терминов – Guided discovery, PPP, Test Teach Test, Task based Learning и так далее. Эти понятия встречаются в материалах курса, и если человек с ними не знаком, многое ему будет непонятно.

"Русская CELTA" – аналог кембриджской программы для учителей в России

– Каких результатов могут ожидать участники к концу курса?

– Как минимум они получат массу разнообразных идей и активностей, с помощью которых можно сделать индивидуальные уроки коммуникативными. С первой сессии они начнут узнавать об особенностях и элементах этого типа обучения, которые они смогут сразу же применить на своих занятиях.

Один из главных инсайтов, которые выносят участники курса, – это то, что во время урока учитель может играть сразу несколько разных ролей, быть не только собеседником, но и источником знаний, человеком, который исправляет ошибки, показывает студенту, как можно улучшить навыки, а также тот, кто обеспечивает позитивный фидбэк, чтобы ученики видели улучшения и не теряли мотивацию.

Хотите стать преподавателем, с которым ученики остаются надолго? Приходите на курс к Луису!

Подать заявку на курс

Смотреть программу

Остались вопросы? Напишите нам: t-training@bkc.ru

Больше инсайтов, практических советов и материалов по методике преподавания от тренеров ВКС найдете в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!

Комментарии для сайта Cackle