О языках
Интересное
Коммуникативная методика преподавания
Экспертность 11.12.2018

Коммуникативная методика обучения и почему этим методом пользуется BKC?

Коммуникативная методика обучения является ключевой для понимания сути нашего подхода к преподаванию иностранных языков, поскольку цель ВКС – это развитие навыков общения. Наша задача – научить студентов свободно, бегло и грамотно общаться на чужом языке.

Однако научиться общаться можно только в процессе общения. Поэтому в нашем методе коммуникация – это не только цель, но одновременно и средство преподавания. Задача преподавателя – мотивировать студента на общение, предварительно снабдив его необходимыми языковыми инструментами (пусть даже минимальными, но достаточными хотя бы для примитивного диалога, если речь идет о начальном уровне).

Для детей коммуникативная методика обучения и ее процесс изучения языка схожи с тем, как мы в детстве учили родной язык: мы узнавали новое слово или фразу и начинали активно употреблять их в речи. Мы не заучивали слов или правил, а познавали и усваивали живую систему языка методом проб и ошибок.

Для взрослых подразумевается анализ языка и знакомство с правилами, но речь не идёт о заучивании правил, а об их понимании. Усвоение языка происходит через практику общения и активацию знаний, а не разговоров о теории языка. Таким образом достигается баланс между развитием грамотности и беглости речи.

Коммуникативная методика преподавания и преодоление языкового барьера

Одно из основных преимуществ способа — это коммуникативная методика преподавания. Оно заключается в том, что студенты не приобретают языковых барьеров, если они только начали изучать язык, или же быстро избавляются от барьеров, приобретенных ранее. Здесь стоит пояснить, что представляет собой «языковой барьер». С точки зрения психологии, это страх общения на чужом языке. Причиной такого страха чаще всего является то, что человек воспринимает иностранный язык не как средство коммуникации, а как переводческую или учебную задачу.

Прежде чем что-то сказать, ему приходиться ежесекундно проходить через следующие этапы:
  1. Услышать высказывание собеседника.
  2. Лексически и грамматически перевести высказывание на родной язык и только после этого понять смысл услышанного.
  3. Построить ответ на родном языке.
  4. Перевести ответ на иностранный язык, снова применив лексические и грамматические знания.

Приобрести навык беглого общения в таких условиях достаточно сложно, поскольку каждый этап требует очень много сил и времени, и это вызывает стресс. Именно поэтому возникает внутренний страх общения на чужом языке, который принято называть языковым барьером.

Задача коммуникативной методики преподавания – не подготовка переводчиков, а приобретение навыков общения. Любое иностранное слово или фраза изначально воспринимаются в связи с их собственным смыслом, а не с переводом. Поэтому языковые барьеры преодолеваются быстрее.

Для этой же цели преподаватели отказались от использования языков-посредников на занятиях и мотивируют студентов к употреблению только изучаемого языка с первого занятия и даже на самых низких уровнях. По этой же причине все программы ВКС разработаны на основе одноязычных учебников зарубежных издательств (такие книги содержат большое количество аутентичных материалов, насыщенных актуальной лексикой и отражающих современное состояние изучаемого языка).

Делаем выводы:
  1. Общение – это одновременно и цель, и средство коммуникативной методики.
  2. Общение на изучаемом языке начинается с самого первого занятия.
  3. На занятиях не приветствуется использование языков-посредников. Все общение происходит только на изучаемом языке вне зависимости от уровня знаний студентов.
  4. В процессе обучения отсутствует элемент перевода, что позволяет студентам воспринимать иностранный язык сам по себе, не соотнося его с другими языками.

Если Вам интересны исследования на основе многолетнего опыта преподавания иностранных языков, то рекомендуем посетить BKC-IH Conference 2019, которая пройдет в Москве, 16 февраля по адресу Газетный переулок 3-5, строение 1.

На ней вы сможете узнать новейшие методики обучения, а также перенять опыт преподавателей-профессионалов. BKC-IH Conference - это просто замечательная возможность узнать что-то новое, пообщаться со своими коллегами и повысить свой уровень квалификации!

Основные отличия методики ВКС от методики, к которой мы привыкли в общеобразовательной школе

Коммуникативная методика Классическая методика
Цель обучения – это… …эффективная коммуникация на изучаемом языке. …знание правил и набора лексических единиц.
В высказывании первично... …содержание. …правильное употребление грамматических структур и лексических единиц.
Коммуникация на изучаемом языке начинается... …с самого начала обучения. …после серии теоретических объяснений и тренировочных упражнений.
Новый материал вводится... …только через контекст. …в виде списка слов, фраз, правил.
Студенты во время занятия взаимодействуют... …друг с другом и с преподавателем. …с системой языка в виде теоретических, тренировочных и контрольных материалов.
Роль преподавателя заключается... …в любой помощи студентам, которая стимулирует развитие навыков общения. …в контроле и предотвращении ошибок студентов.
Комментарии для сайта Cackle