О языках
Интересное
Янина Ювченко: ВКС СЕТ дает то, чего не хватает и начинающим, и опытным преподавателям английского
О ВКС-IH 30.05.2024

Янина Ювченко: ВКС СЕТ дает то, чего не хватает и начинающим, и опытным преподавателям английского

Преподаватель английского и французского языков Янина Ювченко пришла на курс ВКС СЕТ после двухлетнего перерыва в преподавании, и одной из ее  целей было “получить новые компетенции” и “перезагрузиться”. По словам Янины, программа помогла ей “подзарядиться новой энергией”, посмотреть на себя со стороны, улучшить результаты уроков и самодисциплину. Подробнее о своих ощущениях от курса она рассказала в интервью bkc.ru.

– Янина, почему вы решили стать преподавателем английского?

– В моей жизни вопрос выбора профессии не стоял, поскольку с самого начала, как только английский язык появился в моей жизни, я для себя решила, что моя профессия определенно будет связана с ним. Поэтому после окончания школы я поступила в педагогический университет. По профессии я лингвист-преподаватель, преподаю английский и французский языки. После университета преподавала в общеобразовательной школе, затем занималась репетиторством, переводами, работала в международных компаниях и потом в частных языковых школах.

– Кто были ваши ученики?

– Самый большой опыт преподавания получила в частных школах, потому что соглашалась на всех учеников и, таким образом, поработала с самыми разными возрастами и программами. Комфортнее всего мне работается с подростками и взрослыми.

– Почему вы решили пройти курс ВКС СЕТ?

– После переезда в Москву у меня был небольшой перерыв в преподавании, примерно 2-3 года. Затем я решила вернуться в профессию и поняла, что мне необходимо дополнительное образование. Выбор пал на BKC-IH, поскольку ранее я уже училась на других курсах этой школы.

– Почему выбрали именно ВКС СЕТ?

– Безусловно, я знала о программе CELTA (ВКС СЕТ – российский аналог CELTA – прим. ред.), но, честно говоря, не подозревала о той пользе, которую она может дать. Первоначально я рассматривала такие программы как TKT и “Язык + Методика”, которые также представлены в BKC-IH. Но по рекомендации одного из преподавателей все-таки выбрала CET. Решающим фактором для меня была возможность прохождения практики с реальными студентами. То есть мы могли сразу применять обретенные навыки на практике и получать обратную связь опытных тьюторов по этим занятиям.

– Была ли у вас какая-то задача, которую вы хотели решить во время курса?

– Как я уже сказала, у меня был перерыв в карьере, и мне хотелось получить новые компетенции, навыки, немного встряхнуться. Словом, мне была нужна перезагрузка.

– Как вы оцениваете курс в целом?

– Во-первых, я считаю, что для преподавателя любой курс обучения будет полезным. Когда мы преподаем, мы редко получаем обратную связь от старших коллег. В итоге мы часто попадаем в некую зону комфорта: ведем занятия по определенному алгоритму, следуем определенной методике, у нас уже все отточено, программа практически одна и та же. В этом плане мы немного останавливаемся в профессиональном развитии.
Во-вторых, ни для кого не секрет, что профессия преподавателя очень энергозатратная, часто происходит эмоциональное выгорание, и нам необходимо где-то черпать силы, подпитываться энергией. И мне кажется, лучше всего в этом плане работает именно обучение, потому что, получая новые навыки и применяя их в жизни, мы как-то немножко встряхиваемся, получаем какую-то новую энергию, расширяем кругозор.
В-третьих, мне кажется, что преподаватель должен всегда учиться чему-то новому. Если мы перестаем учиться, мы перестаем жить. Если преподаватель не учится и не развивается, он, наверное, перестанет быть интересен своим ученикам.

– А если говорить более конкретно о курсе ВКС СЕТ, что полезного он дал именно вам?

– Первое, это взгляд со стороны. После каждой практики преподавателю дается обратная связь: что сделано правильно, что неправильно, что улучшить. Затем ты также слышишь обратную связь от коллег-преподавателей. У тебя есть возможность присутствовать на их уроках и занятиях опытных тьюторов. Это очень важно. Я вообще считаю, что нужно ввести такое правило во всех школах, что преподаватели должны обязательно периодически посещать уроки других учителей для обмена опытом.
Это очень важно, потому что иногда мы о чем-то забываем, что-то игнорируем, может быть, применяем один и тот же алгоритм работы, в то время как на самом деле их очень много. Презентовать лексику, грамматику можно по-разному. И когда мы посещаем занятия своих коллег, наверное, мы видим это все разнообразие и начинаем задумываться: “А применяю ли я это у себя на уроке?”
Когда посещаешь занятия другого учителя, тебе уже не нужно думать о том, как преподавать, ты находишься в позиции наблюдателя. И, конечно, с этой позиции видно больше: реакцию учеников, что им интересно, что им неинтересно, когда им сложно, когда легче. И начинаем анализировать, примерять на себя: “вот здесь я бы сделала так-то”, “здесь я бы добавила то-то”. На самом деле это очень помогает при планировании своих уроков. Мы же смотрим на преподавателя, в том числе как в зеркало, потому что мы делаем то же самое и мы можем увидеть какие-то недостатки наших уроков, в том числе.
Вторая полезная вещь курса СЕТ – это обратная связь от тьюторов по нашим урокам. Тьютор пишет подробные комментарии, с которыми ты потом можешь ознакомиться и обсудить все пункты. И ты получаешь уже готовые какие-то инструменты для того, чтобы что-то исправить, улучшить. Какие-то вещи, безусловно, будут новыми.

– Что нового о своих уроках вы узнали во время ВКС СЕТ?

– Для меня было важно сократить Teacher Talking Time. На моих уроках был такой паттерн – учитель-ученик, учитель-ученики и т.д. Раньше мне казалось, это хорошо, потому что ученикам всегда интересно поговорить с учителем на изучаемом языке. Они были счастливы, уроки проходили в позитивной атмосфере, но какая польза была от этого всего ученику? Во время курса я поняла, что это очень важно, и немного изменила подход. Сейчас центральная фигура на уроке – это ученик и его запрос. Естественно, он пришел говорить, и мы должны дать ему возможность для того, чтобы он говорил максимальное количество времени на уроке. Теперь на моих уроках студенты больше работают в парах, в группах. И я вижу результат, вижу, что это работает лучше. Мне удалось это исправить, внедрить в свои уроки. И я этому очень рада. У меня и раньше ученики уходили довольными с уроков, но сейчас я организую процесс еще с большей пользой для учеников – они говорят вдвое дольше чем раньше.

– Что еще изменилось в вашем преподавании после ВКС СЕТ?

– Вы знаете, меня курс как-то дисциплинировал. Наверное, моя самая большая сложность была в написании планов. Но во время курса мое отношение к ним изменилось – я прямо ощутила на себе реальную пользу написания подробного плана урока. То есть, когда я планирую каждый этап урока, закладываю на него определенное количество времени, прописываю каждую фразу, что скажет ученик, что скажет учитель. До этого мне это, может быть, показалось бы глупым, но на сегодняшний день я вижу огромную пользу от этого. Потому что так действительно легче предугадать течение урока и увидеть то, что не учла уже на стадии планирования. И, конечно же, с каждой практикой мне становилось легче и легче планировать, так как я уже знала, сколько примерно времени понадобится на тот или иной этап занятия. Впоследствии это уже где-то на подкорке твоего сознания.
Еще одна польза подробного планирования – в более избирательном использовании учебных материалов. Когда мы прописываем цель, мы должны подводить под нее весь урок Если раньше я в основном следовала учебнику и работала с Teacher’s Book, то теперь могу что-то взять из учебника, а что-то не взять. Мне легче спланировать урок, прочитав по диагонали юнит, по тем заданиям, которые дает автор. Я могу создать какие-то свои задания, исходя из цели урока. И мне не страшно пойти не по тому алгоритму, который предлагает учебник. Я могу его изменить, и в этом нет ничего криминального.

– Как вы оцениваете работу тренеров?

– Конечно, я высоко оцениваю работу тренеров, прежде всего это огромный багаж знаний и опыта, которым они с удовольствием готовы делиться. Всегда поддержка, всегда готовность помочь. Учителям-студентам нужно только  довериться тьюторам и, в принципе, прислушиваться к тому, что они говорят, к их советам и рекомендациям.
Возможно поначалу педагогам с опытом будет сложно как-то через себя переступить, поскольку мы привыкли быть в роли преподавателя, а здесь нужно быть в роли ученика. Но как только мы все-таки говорим себе: ”я сюда пришел учиться, я здесь ученик”, и принимаем для себя решение следовать советам и рекомендациям тьюторов, все меняется. Так что, мой совет коллегам, которые будут учиться на курсе, – доверять тьюторам и убирать гордыню.

– Кому из коллег вы бы порекомендовали курс ВКС СЕТ?

– Безусловно, я бы порекомендовала этот курс всем без исключения преподавателям, которые ранее не обучались на программе Celta или аналогах. Курс подходит как тем, кто только начинает свою карьеру, так и тем, у кого был какой-то перерыв, кому нужна перезагрузка или у кого, наоборот, очень большой опыт работы с определенной возрастной группой или в муниципальной школе. Курс поможет расширить профессиональный кругозор, узнать что-то новое, чтобы и самим было интереснее, и студентам. Особенно полезным ВКС СЕТ будет тем, кто только начинает свой путь в преподавании.  Такой прямо будет огромный взлет в вашей карьере. Желаю больших успехов. Дерзайте и записывайтесь на курс CET в ВКС-IH!

После окончания курса Янина прошла отбор и устроилась на работу в ВКС-IH.

Посмотреть программу BKC CET

Больше инсайтов, советов, полезных материалов по методике преподавания английского языка от тренеров ВКС найдете в нашем телеграмм-канале. Присоединяйтесь к сообществу преподавателей!

Комментарии для сайта Cackle