О языках
Интересное
Деловой английский язык: как учить, какой курс выбрать и сколько времени займет
О ВКС-IH 20.05.2024

Деловой английский язык: как учить, какой курс выбрать и сколько времени займет

Деловой английский обычно интересует тех, кто занимается бизнесом, использует язык на работе или планирует найти новую в иностранной компании. Для них язык – необходимый навык, который помогает достигать карьерных целей. Об особенностях изучения английского для работы рассказала Ольга Фомина, академический директор ВКС-IH Moscow Incompany. Преподаватели этого отдела обучают сотрудников различных компаний и организаций, в том числе Сбербанка, Альфа-Банка, МЧС, ВШЭ, РАН.
Статья будет полезна тем, кто только собирается учить деловой английский язык, и тем, кто уже учит.

– Ольга, с какого уровня нужно начинать учить деловой английский?

– В Москве довольно высокий уровень таких студентов – В1 (Intermediate). Для сравнения в Чехии и Испании в группы бизнес-английского набирают студентов Elementary и Beginner.

– То есть, если уровень ниже В1 не надо сначала идти на общий, а потом на деловой английский?

– Мы тестируем кандидатов и формируем группы в соответствии с уровнем, а затем адаптируем программы под группы. Редко когда это чисто бизнес-английский. Как правило, мы добавляем элементы общего английского. Но, конечно, совсем с нуля будет сложно. Нужен хотя бы Pre-Intermediate (A2).

Определить уровень английского бесплатно

– Допустим, человеку английский вдруг понадобился по работе, с чего начать?

– Когда к нам обращаются компании или частные лица, мы проводим тестирование, а потом демоуроки, на которых знакомим их с курсами бизнес-английского и бизнес-английского с элементами общего английского. Так люди понимают, что им больше откликается. Бизнес-курс довольно специфический, список тем ограниченный: встречи, совещания, переговоры, написание писем, отчетов. Общий английский более фановый. И то и другое работает, хорошо. Как правило, компании берут оба курса, бизнес-английский – для работы, а общий – для тимбилдинга. На эти занятия они собирают сотрудников из разных департаментов – для них это отличный повод вместе наконец-то встретиться и обсудить продукт на английском. Получаются очень крутые, продуктивные встречи. По факту компания платит за уроки английского, а, по сути, на таких сессиях укрепляется командный дух, происходит обмен идеями и поиск решений.
Однако даже если компании выбирают чисто курс делового английского, мы все равно включаем в него элементы общего английского и контекст организации. Например, у нас была компания, которая строит самолеты, и они готовились к большой конференции в США. Мы работали с их менеджерами по продажам и лаборантами. Курс включал разные темы, например, “Презентационная встреча”, “Ведение презентации”, “Навыки ведения переговоров”, и мы все эти темы отрабатывали на материалах конференции. То есть во время занятий студенты готовили презентации и доклады о своем продукте для конференции.
МЧС много лет назад заказывали курс по подготовке их операторов, и мы создали курс специально для них. Получился такой микс – общий, чуть-чуть бизнеса, но в основном это были телефонные переговоры и очень много грамматики, чтобы они могли отшлифовать навыки и чувствовали себя уверенно.
Поэтому до начала обучения мы всегда проводим встречу и спрашиваем, над каким проектом компания работает и потом адаптируем курс под них. Конечно, когда клиенты говорят, что им нужно, какие у них приоритеты, это упрощает работу и дает более быстрый результат.

– А если клиент не указывает приоритеты?

– Такое тоже бывает. Например, человек говорит, “мне нужно просто поддерживать уровень”, никакого контекста, “просто хочу заниматься”. Тогда преподаватели вычленяют эту информацию в процессе работы с группой или студентом и адаптируют курс под них. Учителя отдела ВКС Incompany обучены этим методикам.

– Насколько важна роль преподавателя. Ведь сейчас есть программы, с помощью которых можно обучаться самостоятельно?

– В ВКС всегда делали ставку на очень глубокий тренинг преподавателя. У нас изначально высокая планка для учителей, которых мы нанимаем – это подтвержденный уровень С1 и сертификат CELTA или его аналог. Во время работы в ВКС учителя постоянно проходят обучение и повышают квалификацию, в том числе в нашем Центре подготовки преподавателей.
Поэтому когда наш преподаватель входит в класс, он моментально включается в работу, сразу работает с каждым студентом, у него очень много всяких-разных навыков для того, чтобы очень быстро активировать знания студентов. На мой взгляд, это гораздо сложнее делать, работая с платформой, ведь она идет по какому-то среднему значению. Трудно обеспечить персонализированный подход. А у нас одно из правил – “мы учим не учебник, а студентов”. То есть, мы всегда ориентируем программу на них. Если студенты быстрее усваивают материал, мы ускоряемся, если медленнее – замедляемся. Также динамика в классе меняется – в этом месяце у них меньше задач, и они вовлечены в обучение, а в следующем они все на встречах и презентациях, и мы их вообще не видим в классе. Естественно, это все влияет и на программы, и на самообучение. У преподавателя должна быть очень быстрая реакция и способность почувствовать, что нужно студентам здесь и сейчас. Какой-то усредненный подход здесь не подойдет. Так же как и преподаватель с недостаточной квалификацией. Он не сразу почувствует это, или не сможет понять, что с этим делать.

– Должен ли преподаватель делового английского разбираться в бизнесе компании, с которой работает?

– Задача преподавателя бизнес-английского не обучать учеников профессии, а помочь им эти знания грамотно и емко передать на английском. Это совершенно другой навык. К примеру, мы не просим наших преподавателей с юридическим бэкграундом преподавать юриспруденцию.
Но, конечно, знания из разных сфер помогают. У нас, кстати, на каждого преподавателя BKC Incompany заведено портфолио, в котором указаны их образование, компетенции и навыки. И наши менеджеры используют эту базу данных при подборе учителей для компаний и клиентов. Например, если к нам обращается юридическая компания, то мы в первую очередь смотрим на тех, кто уже работал с такими компаниями или имеет юридический бэкграунд. Мы не отправим в эту компанию преподавателя, у которого нет никаких точек соприкосновения с юридическим английским.

– Какие еще навыки прорабатывают на уроках бизнес-английского?

– Самые разные. Например, навык быстрого чтения и анализа информации на английском, написания отчетов, ведения презентаций.
Возьмем, к примеру, чтение. Просто прочитать текст вы можете дома и сами. Правильно? Для этого вам не нужен преподаватель. Поэтому грустно порой видеть, как на занятии студенты в течение 20 минут читают текст. Это, конечно, трата времени и денег. Наши преподаватели обучают навыкам и дают стратегии, которые вы сможете применять самостоятельно. Например, как быстро найти ответы, не читая текст. Как посмотреть и прочитать вопросы так, чтобы текст раскрылся с другой стороны.

– Компании оплачивают обучение сотрудников?

– По-разному. Иногда оплачивают половину. Бывает, студенты сами складываются и приглашают преподавателя в офис. Им удобно, чтобы учитель приезжал к ним, чем ехать куда-то самим. Плюс им нравится то, что в группе только их коллеги, и они говорят на “свои” темы.
Часто помимо оплаты компания устанавливает бонусную систему – мотивирует студентов учиться, получать сертификаты, делать домашние задания. Мы отправляем начальству отчеты, и они видят статистику успеваемости. Такие стимулы сильно меняют динамику прогресса в классе.

– Если человек пока не работает в иностранной компании, но хочет устроиться, что ему нужно сделать с точки зрения языка?

– У нас есть курс Job Interview, который готовит к собеседованию на английском языке. Я бы рекомендовала взять его, чтобы не тратить время на другие вещи. Мы в любом случае туда включим грамматику, лексику и так далее в зависимости от потребностей студентов. На курсе учим отвечать на стандартные и вопросы с подковыркой, которые часто задают на собеседованиях в передовых компаниях, таких как Google, Youtube. Поскольку мы постоянно разрабатываем курсы для вузов, мы работаем с актуальной информацией по HR-менеджменту, следим за трендами. У нас просто гигантские списки по самым разным направлениям, и студенты получают доступ к этим материалам.
Также на курсе мы учим тому, как вести себя на интервью, как скрыть неуверенность, продемонстрировать более высокий уровень языка, образования, показать свои компетенции. Ведь язык – это такой гаджет, с помощью которого можно очень многие вещи спрятать или, наоборот, показать. И это все нарабатывается, есть методики, которыми наши преподаватели мастерски владеют. То есть мы не просто идем по учебнику, а работаем комплексно и персонализируем материал под нужды студентов.

– Сколько времени уходит на то, чтобы начать использовать английский уверенно на работе?

– Зависит, конечно, от курса. Но если говорить в общем, то чем дольше курс, тем больше знаний остается в голове. Я много лет готовлю к экзаменам и знаю, что при подготовке и интенсивный, и обычный курсы дадут тот же результат. Разница в том, что после короткого курса знания выветриваются из головы сразу после сдачи, а после длинного остаются надолго. Бывает, что срочно нужен сертификат или подготовка к интервью, тогда подойдет интенсивный курс. Но мы, естественно, предупреждаем студентов о том, что потом нужно будет возвращаться к этим темами, прорабатывать. Семь-девять месяцев – оптимальный срок для усвоения уровня.

– Когда начинать готовиться к собеседованию на английском? Когда уже нашли работу или до?

– У меня была группа бизнес-английского на Чистых Прудах (школа ВКС у метро “Чистые Пруды” – прим. ред.). В начале курса никто из студентов не собирался менять работу или куда-то переезжать, делали курс “для себя”, для фана. А под конец курса вся группа разъехалась кто куда – кто-то поехал в длительный бизнес-трип, кто-то нашел проект заграницей, кто-то переехал. Возможно, если бы они не проходили этот курс, они может быть даже не заинтересовались или не заметили эти предложения. А тут вдруг: «Да, я как раз делаю сейчас вот этот уровень». То есть предложения о работе появились в процессе их обучения и вовлечения в язык.

Что запомнить:
1. Учить бизнес-английский можно с уровня А2, но с уровнем В1-В2 будет легче.
2. Перед обучением надо рассказать преподавателю о целях и приоритетах, и тогда он адаптирует курс под вас.
3. Учить английский можно до того, как нашли предложение о работе.
4. Квалифицированный преподаватель будет развивать навыки и давать стратегии, которые вы сможете применять самостоятельно.
5. Интенсивные курсы подходят, когда срочно нужен сертификат. На длительных курсах знания остаются дольше.
6. Можно попросить оплатить курсы английского работодателя, а можно собраться с заинтересованными коллегами и нанять учителя.

Деловой английский в ВКС-IH
Хотите подтянуть английский для работы или найти новую? Приходите к нам!
Смотреть программы

Комментарии для сайта Cackle