О языках
Интересное
Прошла “русскую CELTA” и уехала в Китай: история Дины Пивень
Для учителей 19.11.2025

Прошла “русскую CELTA” и уехала в Китай: история Дины Пивень

Дина Пивень выходит на связь по Zoom из учительской одной из китайских школ, где она преподает английский. Поговорили с ней о том, как она там оказалась, и что помогло получить работу.

– Дина, расскажите, как вы пришли к преподаванию английского языка?

– Когда мне было 11 лет, мой отец получил работу в Великобритании, и мы всей семьей жили там четыре года. Я училась в американской школе, в которой было примерно 50% детей из США, а остальные – из других стран. Английский я, можно сказать, выучила на слух, не вдаваясь в грамматику. Сейчас он для меня как родной.

Потом я поступила в Британскую высшую школу дизайна в Москве, диплом получала в Великобритании. Однако когда вернулась домой, не смогла найти работу дизайнером. Стала обучать английскому частным образом. Пробовала писать статьи, но преподавание мне больше пришлось по душе.

Есть у меня такая черта – мне нравится быть полезной людям. Потрясающе приятно слышать, когда после уроков ученики говорят: “Ой, спасибо”. А еще будучи творческим человеком, я понимаю, как скучно бывает изучать язык, и поэтому у меня есть такой принцип: хоть раз во время урока ученики должны посмеяться.

– Как вы начали сотрудничать с ВКС?

– Моя подруга, с которой мы познакомились в школе Wall Street English, перешла в ВКС и сказала, что там ищут преподавателей для детского языкового лагеря “ВКС-Кэмп”. Начала работать в лагере, а потом перешла в школу.

– Коллеги говорили, что вы были незаменимым преподавателем.

– Ха-ха. Это вышло случайно. У меня много разных хобби, например, танцы, и я не хотела ими жертвовать ради работы. Поэтому не брала постоянные группы, но соглашалась на замены, если это подходило мне по времени. Вот так и стала таким cover teacher.

– Чем работа в ВКС отличалась от Wall Street English?

– В ВКС я поняла, что мне еще многому надо учиться. Перед началом работы в Wall Street English я прошла небольшой русскоязычный курс по методике, но для ВКС этого оказалось недостаточно. Коллеги посоветовали CET – российский аналог CELTA.

– А кто посоветовал?

– Ирина Грекова (Академический директор ВКС – прим. ред.). Она пришла ко мне на урок, и ей не понравилось, как я преподаю. После она пошла в отдел кадров и потребовала меня уволить. А они такие, мол, как же мы без Дины, кто будет заменять? Уговорили ее сходить на второй урок. Однако и после второго урока ее мнение о моих навыках преподавания не изменилось.

Вдобавок к этому вышло недоразумение. Я не отвечала на ее письма, потому что я редко проверяю почту, в основном мессенджеры. Можно было подумать, что я игнорирую. Конечно, это было не так. И когда мы с ней увиделись вживую, я ей сразу сказала, что готова на любые поправки. Она указала на все мои ошибки, объяснила, почему это не работает, и порекомендовала пройти CET.

Я подала заявку на курс. Тренерами у нас как раз были Ирина Грекова и Хезер Белгородцева (Heather Belgorodtseva). После окончания программы Грекова сказала: “Готова тебя рекомендовать”. То есть мы с ней прошли путь от “увольняйте ее немедленно” до “готова рекомендовать”. И все это в течение месяца.

– Какие впечатления у вас сложились от программы? Что она дала?

– Некоторые мои друзья-коллеги ездили на CELTA за рубеж. И все они говорили, что нужно будет очень много читать методической литературы и писать, в том числе планы уроков. Меня это немного пугало, потому что я такую рутину не очень люблю. Однако курс оказался менее интенсивным, чем я ожидала. Хезер и Ирина – потрясающие преподаватели, я их очень люблю и уважаю.

Какие-то вещи, которые изучали на CET, я знала, поскольку был опыт преподавания. К чему-то пришла самостоятельно. Я бы так описала мои впечатления: в голове было, но не укладывалось, а на курсе мне все разложили по полочкам. Те вещи, которые вроде бы и банальны, но если ты не знаешь, ты не знаешь.

Было много полезного фидбэка на обзервациях и подсказок о том, как лучше преподавать. Раньше я во многом просто шла по учебникам, а на программе показали, как облегчить процесс обучения для учеников – вывести слова, подриллить, дать им понять, а потом уже давать материал. Логично, что так текст будет восприниматься легче.

– Что запомнилось во время курса?

– Я фанат Азии, и люблю смотреть видео о жизни там. Поэтому к одному из уроков выбрала ролик о процессе обработки яблок в Японии до того, как они попадают на полки магазинов. Ирина была настроена скептически и предположила, что тема не пойдет. А ученикам наоборот понравилось. Урок сработал. Так что, мне удалось приятно удивить опытного CELTA-тренера.

– Как появилось желание поехать преподавать в Китай?

– Я несколько лет прожила в Южной Корее, и мне всегда хотелось посмотреть и другие азиатские страны. Примерно год назад у меня в голове что-то щелкнуло – хочу в Китай, я начала предпринимать шаги к реализации этой идеи. Сначала попробовала самостоятельно. Откликнулась на несколько вакансий, но не получила ответов. Потом вышла на рекрутинговую компанию. Мы заключили договор, и они начали поиск. Меня попросили сделать короткое introduction-видео и фрагмент урока. И вот эту информацию вместе с резюме, дипломом и сертификатом они уже рассылали потенциальным работодателям. В итоге мне пришло два приглашения на собеседование. Я их прошла и получила два оффера.

Первое приглашение – преподавать в тренинг-центре детям от 3 до 12 лет, второе – старшеклассникам в средней общеобразовательной школе в провинции Хэнань. Я выбрала второе.

Конечно, это не совсем то, что я хотела – не Шанхай или какие-то крупные города. Но сейчас все усложнилось, и русских не особо могут брать. Мне кажется, я выиграла тем, что у меня диплом британской школы дизайна и сертификат CEТ, в котором указано, что это аналог CELTA и перечислены мои преподавательские навыки. Плюс у меня нет акцента. Даже когда я работала в России, ученики часто и не догадывались, что я русская.

– Платят лучше, чем в России?

– Я слышала, что мне дали очень приятное предложение для этого города. Гораздо приятнее, чем в России. Мой отец постоянно работает за границей, и я так поняла, что если ты экспат, то тебе платят больше.

– Не переживали, что реальность окажется хуже, чем на бумаге?

– Не особо. В договоре с рекрутинговой компанией прописано, что если работа не соответствует тому, что было в контракте, мне помогут найти другую. Они меня поддерживали на каждом этапе, а перед отъездом выслали PDF-файл с подробным описанием того, что необходимо сделать до и после приезда. Например, как пройти паспортный контроль, открыть банковский счет, снять квартиру, скачать VPN (Google без него не работает) и местные приложения для работы и жизни.

– Как вас встретили на месте?

– Прекрасно. Так как я прилетела в выходные, меня сначала поселили в отель, а потом уже привезли в школу, показали общежитие. Потом меня отвели в полицию и к врачу, чтобы сделать все необходимые процедуры для рабочей визы. В России выдают только трехмесячную, а уже на месте оформляют на годовую. С ней можно спокойно открывать банковский счет. Школа выделила мне в помощь местную преподавательницу, она со мной везде ходила и переводила на китайский.

Вообще, мои новые коллеги – очень доброжелательные, помогают со всеми бытовыми вопросами. В выходные обещали показать округу. Это очень приятно. Мне с ними повезло.

– А как ученики к вам относятся?

– Очень милые и стеснительные. Насколько я поняла, я единственная иностранка в этой школе, и скажем, так объект постоянного любопытства. Часто ученики подходят ко мне на перемене просто, чтобы сказать “Hi, teacher”. Я отвечаю: “Hi”. После чего они хихикают и убегают. Те, кто стесняется заговорить, заходят в учительскую и через других учителей просят добавить их в WeChat. На уроках слушаются.

– С какими классами работаете?

– Я преподаю английский и русский в 10-х и 11-х классах. Как ни странно, мое русское происхождение оказалось еще одним преимуществом. Классы по 40 человек. В качестве досок используют огромные сенсорные мониторы, все ученики с микрофонами, чтобы всех было слышно. На урок надо приходить с ноутбуком и флэшкой. Обычные доски тоже есть, на них пишут мелом, а не маркером.

– Что вас удивило на новом месте работы?

– Я до сих в легком шоке от того, что занятия идут с 6 утра и до 10 вечера. Ученики живут тут же в кампусе, домой уходят только на выходные. Еще на территории кампуса им категорически запрещено пользоваться смартфонами. Коллеги говорят, что если не забирать телефоны, они просто не уснут. Я говорю: “А как же они делают домашку?”. Мне сказали: “По книгам”.

На переменах ученики с удовольствием играют в настольный теннис. В школе четыре огромных стола – сама видела, с какой радостью они несутся к ним на перемене. Во время больших перемен ученики организованно бегают вокруг школы в течение 10 минут. Тоже интересно. С детства приучают к физической активности.

– Какие у вас планы?

– Если честно, пока не знаю, какие у меня планы. Одна из главных причин, почему я приехала сюда преподавать, потому что мне хотелось пожить в Китае и попутешествовать по этой стране. Чем я и займусь в свободное от работы время. У меня контракт до конца июня, а там посмотрим.

Хотите развиваться в преподавании и открывать новые возможности? Приходите на нашу программу CET!

В нашем Тelegram-сообществе найдете инсайты, рекомендации от опытных CELTA- и DELTA-тренеров. Присоединяйтесь!

Комментарии для сайта Cackle